Как понять, что вы саботируете свою карьеру?

Самосаботаж: как его определить и что с ним делать

Иногда мы, сами того не замечая, вредим своей карьере. Какие признаки указывают на самосаботаж и что делать, если оказалось, что вы рискуете своим профессиональным развитием прямо сейчас?  

Одно из значений слова «саботаж» — это стремление помешать осуществлению чего-либо через скрытое противодействие. Саботировать можно не только что-то внешнее, но и собственное счастье и развитие. Такой самосаботаж является бессознательным. Поэтому первый этап – это осознание.

Важно осознавать, кем вы являетесь и четко понимать, что вы делаете.

Пока вы позволяете себе плыть по течению, а ваша карьера зависит не от того, насколько хорошо вы работаете, а от того, не работаете ли вы плохо, — результатов вам не добиться.

Мы собрали для вас ряд признаков, которые помогут сделать шаг к самоосознанию и пресечь ваш внутренний саботаж мирным путем. 


Вы саботируете свою карьеру, если…

1. …вам кажется, будто коллеги организовали против вас заговор

Давайте вспомним, что работа – не школа, не колледж и даже не консерватория. Строить козни здесь некогда, все заняты делом. А если ваше предложение отклонили, значит, оно было недостаточно интересным.

2. …вы тратите свое и чужое время

Фонтанировать идеями во время брейншторма – это одно, а отвлекать коллег на совещании по решению конкретного вопроса – совсем другое. Поговорка «время – деньги» в деловой среде имеет самое буквальное значение. Экономьте ресурсы – и свои, и чужие. 

3. …гложет мысль, что к вам относятся предвзято

Если желаемую должность получили не вы, скорее всего, она досталась кандидату с более подходящими навыками. Длительное отсутствие повышения может говорить о том, что пора провести апгрейд своих профессиональных умений, а не о предвзятости.

А если руководитель в течение 15 минут не ответил на электронное письмо, причин может быть миллион и одна, вплоть до совещания с марсианским кланом рестораторов о маркетинговой стратегии на будущий год. Ответит, когда освободится.

4. …вы забыли, каково — это брать на себя ответственность

Это актуально для всех сфер жизни, но особенно четко проявляется в рабочем процессе. Умение принимать решения, как и признавать свои ошибки, зачастую является краеугольным. Так человек растет – как личность и как профессионал своего дела.

Отвечайте за свои слова, действия и поступки. Больше инициативы!

5. …вы боитесь себя хвалить

Да, современный ритм жизни беспощадно интенсивен. Но мчать вперед надо с умом. Успешно завершили один этап – остановитесь, насладитесь результатом, отдышитесь. И только потом следуйте дальше, исполненные чувства собственного достоинства. Повышайте планку постепенно – с толком и расстановкой, не суетитесь.

6. …вы не любите то, чем занимаетесь

Без любви к своему делу у вас нет мотивации. А ее отсутствие лишает вас сил и делает прокрастинатором 80-го уровня и одновременно — худшим работником года. Но самое главное – это лишает вас собственного «Я» и ведет к самосаботажу. 


Что с этим делать?

47-летний Томас Зоммер понял, что в жизни пора что-то менять, когда его организм уже давно решил все за него. После 20 лет работы в успешной компании на разных должностях он вдруг почувствовал себя опустошенным и беспомощным. Энергия куда-то пропала, а вместе с ней – и вкус к жизни. Однако бешеная гонка между странами и совещаниями не давала Томасу остановиться и осознать, что же именно пошло не так. В таком ритме прошло еще 3 года, и организм дал сбой приступом паники и потерей контроля над собой перед важным совещанием.

Зоммер был абсолютно истощен и не мог вернуться к работе еще 9 месяцев. Почему он не изменил свою жизнь еще тогда, 3 года назад, когда почувствовал неладное? Когда его ценности стали кардинально расходиться с ценностями компании, а работа перестала приносить удовольствие?

Это был случай типичного самосаботажа. И такие случае нередки.

Согласно опросам, проведенным американскими экспертами, 51% работников теряют интерес к своей работе, а 17,5% — потеряли его полностью.

Выходите из зоны комфорта

Автор книги «Большой скачок» (The Big Leap) Гай Хендрикс отмечает, что человек начинает саботировать собственные желания, когда достигает предела – в творческом самовыражении, в карьере или личных отношениях. В этот момент наступает страх следующего шага, одолевают сомнения: «Смогу ли я?», «Достоин ли я?», «Я неудачник». Человек инстинктивно старается поддержать привычный баланс и оставаться в зоне комфорта.

Освободитесь от негативных мыслей

Престон Ни, автор книги «Как освободиться от негативных мыслей и эмоций» (How to Let Go of Negative Thoughts), советует менять собственные мысли путем разговора с самим собой. Достаточно просто переформулировать «Я не могу» на «Я научусь это делать». Или «Я не готов» на «Полностью не готов никто, но я возьмусь за это и научусь делать лучше остальных».

Перестаньте быть категоричным 

Нет черного и белого, правильного и неправильного. Есть динамичный рабочий процесс. 

Главное – двигаться в заданном направлении. Пробуйте, ошибайтесь, пробуйте снова, но идите вперед.

К слову, Зоммер стал тренером и консультантом. Сейчас Томас помогает тем, кто оказался в такой же ситуации, как когда-то он сам. На собственном примере он показывает, как перфекционизм и отказ признавать свои слабости могут препятствовать самореализации и счастью.

Как говорил герой Мэла Гибсона в фильме «Бобер»: «Начать все с нуля – это не безумие. Безумие – притворяться счастливым».  


Как составить карьерный план: 5 этапов

Читайте также:  Как правильно написать мотивационное письмо

Ещё 4 интересные статьи

Самопрезентация на собеседовании: как рассказать о себе, чтобы получить job offer

Как «продать» себя на собеседовании? Лайфхаки для успешной самопрезентации

Як стати бізнес-аналітиком

Хто такий хороший бізнес-аналітик і як ним стати?

HR-тренди

14 інсайтів з Disrupt HR Kyiv 2019: HR-тренди та сучасні досягнення рекрутингу

розвивати англійську мову

2 в 1: як прокачувати англійську та водночас розвивати soft skills?