Работа любимая, но некоторые задачи — нет. Что делать?

Работа любимая, но некоторые задачи — нет. Что делать?

Даже если вы очень любите свою работу, всегда найдется что-то — задачи, ситуации или отношения, — что будет вам не по душе. Как проработать такие «неприятности», чтобы они не отпечатывались на вашей работе?

Оксана Пацеля

Наш эксперт — Оксана Пацеля, сертифицированный тренер по развитию эмоционального интеллекта научной концепции Йельского Университета, трансформационный коуч и консультант по построению карьеры.


У каждого в жизни есть то, что нравится, и то, что не нравится. Например, я очень люблю готовить морковный пирог для своих близких. Наблюдая, с каким удовольствием уплетают мои шедевры, я получаю истинное наслаждение. При этом я дико не люблю тереть морковь для пирога и мыть миксер после теста. Но без этого я не смогу порадовать любимых людей.



В работе аналогично. Есть то, что вы будете делать с огромным удовольствием, даже когда очень устали. Но независимо от силы любви к своей работе, всегда будет то, что нравится делать меньше или даже совсем не нравится. Это могут быть действия, задачи или ситуации, которые злят, огорчают, вызывают скуку или раздражение.

У каждого свой список подобных задач: составление бюджета, анализ рынка, подготовка условий контракта, разработка новых идей, выступление на публике, оформление презентации, упаковка продукта, встреча клиентов, прием заказов, процесс продажи, написание отчета…При этом среди нелюбимых действий и задач, есть те, которые просто необходимо сделать, ведь без них невозможно получить результат. Не посеяв семена, не собрать урожай. Таков закон природы, что уж говорить про бизнес?


Сталкиваясь с необходимостью выполнения таких задач, человек обычно впадает в две крайности.

1. Постоянно откладывает ее выполнение до самого последнего момента. Или вообще сдвигает и переносит сроки выполнения такой задачи снова и снова. Постоянные переносы и откладывания накапливаются эмоциональным грузом усталости, разочарования и снижают уверенность в себе.  

2. Фокусирует все внимание только на том, что не нравится в работе. В такой ситуации мозг неосознанно выискивает все больше и больше раздражающих факторов, и уже не обстоятельства, а собственные мысли становятся «спусковым крючком» для скуки, грусти, досады, злости, неудовольствия.


Обычный сценарий развития таких эмоций приводит к состоянию «тошноты» от своей работы с фоновой эмоцией в виде отвращения. А как только появилось отвращение, начинаются практически необратимые и сложно регулируемые процессы. Мозг все меньше реагирует на то, что раньше радовало и доставляло удовольствие, перестает замечать позитивные факторы. А работа из увлекающего дела превращается в настоящую каторгу.

Оба варианта приводят к росту уровня стресса. Расход внутренних ресурсов стремительно увеличивается. Возродить интерес и увлеченность к работе, которая когда-то вдохновляла, становится практически нереально. Как же тогда поступать с нелюбимыми задачами, чтобы и работа оставалась в радость, и эффективность не страдала?


Что делать с нелюбимыми аспектами работы?

1) Проанализировать то, что вызывает неудовольствие, и понять, что за этим стоит.

Проведите детальный анализ:

  • какие эмоции чувствуете;
  • как обычно реагируете;
  • чем именно вызвана ваша обычная реакция (что было затронуто), всегда ли так было;
  • что вы при этом теряете / приобретаете;
  • какие действия предпринимаете;
  • кто / что вас окружает в этот момент.

Чем более детальный анализ проведете, тем более точным будет понимание настоящей причины неудовлетворенности. Дальше работаем с причиной, в зависимости от собственных целей и желаний.


2) Расширить рамки своего восприятия

Осмотритесь вокруг, найдите коллегу по цеху в вашей сфере, который восхищает вас своей любовью и отношением к работе. Посмотрите на свою работу глазами людей, которых по-настоящему драйвит то, чем они занимаются. Что они в ней находят? Как воспринимают свою работу? Как справляются с тем, что им не по душе? Ведь даже у самых успешных и счастливых людей найдутся задачи, от которых они с удовольствием отказались бы. Что они делают, чтобы нейтрализовать негативное эмоциональное влияние подобных задач?


3) Делегировать неприятные задачи

Желательно полностью или хотя бы — насколько это возможно в вашей ситуации. Чтобы делегировать, не обязательно быть руководителем, коллеги в этом процессе также участвуют. Подумайте, с кем и чем вы можете взаимовыгодно обменяться.


4) Включить эмоцию интереса

Оглянитесь вокруг. Что еще вы не пробовали в своей работе? Какие новые методы и технологии вы можете применить? Что нового или необычного вы можете изучить и привнести в свою деятельность? Какие изменения внедрить? Эмоция интереса создает массу новых возможностей и является ключевым фактором, определяющим успех или неуспех любой деятельности.


5) Поставить себе цель

Деятельность без конкретной цели — это как путешествие по кругу, которое заканчивается там же, где и начиналось. В таком круизе приятно провести несколько дней отдыха, но не всю жизнь. Не к чему стремиться, ничто не мотивирует, ничто не удивляет и не привлекает внимание. Не удивительно, что очень быстро появляется скука. Поставьте себе амбициозную, драйвовую цель. Направьте свое внимание на поиск возможностей для ее реализации.


И помните — все изменения начинаются внутри, на ментальном и эмоциональном уровнях. Измените свои мысли, посмотрите на ситуацию под другим углом, расширьте градус восприятия — и на смену скуке, отвращению и раздражению придут другие эмоции: интерес, доверие, увлеченность и энтузиазм. Согласитесь, с таким эмоциональным фоном работать гораздо комфортней и эффективней 🙂


Узнать больше о том, как именно эмоциональный интеллект влияет на эффективность вашей работы, вы можете 13 июня на воркшопе Оксаны Пацели «Твой эмоциональный интеллект. Точка отсчета».

Ещё 4 интересные статьи

Кар'єра у міжнародній компанії

10 питань про побудову кар’єри у міжнародній корпорації

Как правильно читать на английском

Как правильно читать на английском: советы и чек-лист от преподавателя

Навички майбутнього

Навички 2030: які скіли будуть потрібні для роботи у найближчому майбутньому?

На что я СМОТРЮ и НЕ СМОТРЮ в резюме? Колонка Катерины Вольской