Скорее всего, вам не нужен наставник

Но может быть, и нужен… Михаил Миронов, сооснователь сервиса Brainify, дает несколько советов тем, кто ищет наставника (а если вам нужна помощь в поиске, поучаствуйте в программе наставничества MakeMeBetter).

Я работал с несколькими менторами, коучем и разделяю идею о виртуальном наставничестве. При этом у меня никогда не было «продвинутых» отношений в формате ученичества (некоторые знакомые работали с учителями, это круто, но это совсем другой уровень и другие задачи). Наставничество — это мощный инструмент для личного развития. Главное пользоваться им осознанно.

Вопросы, на которые постараюсь ответить:

• Зачем нужен наставник и какие есть альтернативы?
• Как сформулировать запрос?
• Где искать и как выбрать?
• Как обратиться?

Зачем нужен наставник и какие есть альтернативы?

Мне случалось обращаться за наставничеством с очень разными запросами:

• для профессионального развития (искал компетенцию в конкретной сфере);
• для вдохновения;
• чтобы иметь пример перед глазами;
• чтобы прояснить цели личного развития;
• для взгляда со стороны и совета;
• чтобы меня держали в тонусе.

Эффект каждый раз был очень разный, и я понял, что ясность запроса на 90% определяет успех всей затеи.

Я вывел для себя условия, при выполнении которых можно подумать о наставнике:

• я могу ясно сформулировать, какого качественного изменения хочу достичь;
• ясно дать ответ, для чего оно мне нужно;
• понимаю, что не могу достичь этого изменения самостоятельно (например, требуется опыт, определенный склад мышления, регулярная обратная связь и т.д.);
• понимаю, что для решения этой задачи надо обратиться именно к одному человеку и нам не хватит трех встреч.

Бывали запросы, которые исчерпывались одной встречей или даже перепиской.

Чаще всего, наставник не нужен. Его роль могут выполнить…

Книги. Тщательно подобранный список книг — работающий вариант. Если вы относитесь к ним соответственно. Чтобы читать книги правильно, стоит прочесть вот эту.

Встреча с экспертом, консультация или несколько консультаций. Во многих случаях, когда речь идет о профессиональном развитии, этого будет достаточно. Тем более, можно обратиться не к одному человеку, а сразу к нескольким: больше шансов услышать именно то, что нужно.

Вдохновляющие встречи. Если речь идет о том, чтобы выйти на следующий уровень в личном развитии, но за счет какого изменения, еще не ясно, то новыми идеями можно подпитаться на ивентах и встречах с мудрыми людьми. Порой я одну такую встречу перевариваю неделями. Если бы я обратился за наставничеством к такому человеку, это было бы не продуктивно.

Виртуальный наставник. Идея очень проста: выбрать себе «наставника», за которым достаточно следить виртуально — например, подписавшись на его блог, facebook и т.д. Если вы будете искать в этом наставничество, вы его найдёете. Я в этом смысле слежу за Питером Диамандисом, например.

Эти опции отлично комбинируются и почти всегда закрывают ту потребность, которая приводит к размышлению о наставнике.

Когда я думал о наставнике просто как о short-cut, получалось не очень (и трата времени для человека, к которому я обратился). Лучше не лениться. Тогда работа с наставником может стать реально трансформирующим опытом — в той области, которая вам важна: профессия, личный рост, здоровье, спорт, семья, духовное развитие и т.д. 

На самом деле, наставничество — это мое действие, а не наставника. Это я озадачиваю себя вопросами. Я извлекаю ответы на них из информации, переданной наставником.  Раз это мое действие, я могу отделить его от наставника и перенести на весь опыт взаимодействия с окружающим миром. И вот каждый встречный, каждая ситуация и каждое размышление в моей голове — мне учитель.

Как сформулировать запрос?

Допустим, у меня появилось смутное ощущение, что нужен наставник. Чтобы убедиться наверняка и приступить к поиску, я составляю запрос.  

• Какого качественного изменения я хочу достичь?
• Зачем хочу достичь его?
• Чего мне не хватает, чтобы сделать это самостоятельно? Опыта? Знаний? Образа мышления? Наблюдения со стороны? Чего-то еще?
• Когда и как я смогу измерить качественное изменение «на выходе»?
• Готов ли я заплатить за достижение этого изменения и сколько?

Проработав эти вопросы, я получаю годный запрос или понимаю, что наставник не нужен (что тоже хорошо — всем сэкономил время). Обычно я не переоцениваю точность этого первичного запроса. Он помогает прояснить образ нужного наставника, но его наверняка придется уточнить и не один раз. Уточнение произойдет на встрече с тем, к кому я обращусь.

Критично важно: запрос надо записать! Это банально. Все об этом говорят. Это работает.

Переводя мысли в стройный ряд букв, я вынужден выделить самое главное и точно сформулировать. По-другому для меня не работает: мозг ленивый, ему кажется, что все уже понятно, и он переключается на что-нибудь поинтереснее.

Отличный подход — обсудить запрос с другом. Сократ знал этот трюк и беседовал с учениками, чтобы прояснить свои мысли. Сократ — авторитет.

Где искать и как выбрать?

Допустим, случилось маловероятное, и мне все-таки нужен наставник. Первым делом я рисую образ потенциального наставника на основе моего запроса.

• Какой у него должен быть опыт?
• Какими подходами он должен обладать?
• Какие компетенции и знания у него должны быть?
• В какой сфере он работает и чем интересуется?

Далее этот образ я уточняю важными для меня вещами, потому что я должен доверять этому человеку:

• ценности;
• картина мира (фундаментальные убеждения);
• виденье.

Идея в том, чтобы искать человека, чьи взгляды не противоречат моим, чтобы мы не столкнулись с каким-то глубинным конфликтом. Искать человека с идентичными взглядами не обязательно.

Я ищу среди людей людей «на две чакры выше». То есть люди, которые очевидно продвинулись дальше меня в какой-то сфере, но еще доступные моему пониманию и способные понимать мой уровень.

Искать — среди знакомых. Возможно, не такого ответа хотелось услышать. Но по моему опыту, это так. Должна быть хотя бы минимальная история взаимоотношений, чтобы наставничество получилось успешным. В этом случае я лучше понимаю, к кому обращаюсь. А потенциальный наставник может оценить, принесет ли пользу и интересно ли ему работать со мной.

В крайнем случае, это может быть знакомый моего знакомого. Если среди моего круга нужных людей нет, значит, я его расширяю: хожу на мероприятия, прошу представить меня кому-то и т.д.

Совсем слабые связи, как мне кажется, не работают. Разве что помогут специальные проекты по подбору наставника. Но если есть опыт, поделитесь!

Как обратиться?

Хорошее начало — написать письмо. Кратко, но точно изложить суть запроса и попросить о встрече или звонке. В последний раз я использовал такое письмо. Оно не идеальное, конечно же, и я кое-что почикал.

X, привет! [немного предложений личной переписки]

Недавно я пришел к пониманию, что мне сложно самостоятельно решить несколько задач, которые стоят передо мной и перед проектом. Они очень важны для меня, и поэтому решил обратиться к наставнику [коучу, ментору и т.д.] Коротко о задачах. Их две.

  1. Перевести Brainify на следующую стадию — [пояснение, что за следующая стадия и в чем затык].
  2. Перейти в фазу «предприниматель» из фазы «стартапер-романтик». [Пояснение, что я имею в виду].

Решил обратиться к тебе по нескольким причинам.

  1. У нас с тобой есть «история знакомства», и я чувствую доверие к тебе. […]
  2. Мне кажется, ты воспринимаешь ценность дела, которым я занимаюсь, и это делает возможным коммитмент с твоей стороны.
  3. Судя по опыту с […], у тебя получается.
  4. У тебя есть опыт в […], для меня это важно.
  5. Мне кажется, у тебя есть некоторые подходы, которых не хватает мне.

И еще добавлю немного про себя в целом, чтобы было лучше понятно, в каком направлении глобально я двигаюсь. [Про мою миссию, где я хочу оказаться и т.д.] В наставнике я вижу акселератора движения в этом направлении.

После этого письма была встреча, на которой мы обсудили цели, формат, регулярность и длительность встреч и договорились провести тестовую сессию. Тест удался!

Важное дополнение

Кто-то сейчас понимающе закивает, а кто-то скажет: «Ну и че ты тут тогда расписался?!». Все люди, в которых я видел и вижу наставников, вошли в мою жизнь как бы сами собой, и именно тогда, когда это было нужно. Я только всегда старался честно отрабатывать роль наставляемого. Не понимаю, как это работает, но ценю.

Есть такая фраза: готов ученик — готов ему и учитель. Что-то в ней есть.

Источник

Читайте также:  Как найти ментора? Пошаговая инструкция от Анны Мазур

Ещё 4 интересные статьи

Як вирішувати спірні ситуації на роботі: 5 шаблонів для email-листування

Як вирішувати спірні ситуації на роботі: 5 шаблонів для email-листування

ак найти работу мечты и совершить карьерный переход

Как найти работу мечты: 4 шага к карьерному переходу

Как выбрать профессию в сфере дополненной реальности?

Как все успевать? Конспект лекции Оксаны Стехиной с карьерной конференции ProForum.

Как все успевать, сохранять баланс и не сойти с ума?