Кто такой карьерный консультант и чем он может помочь?

Понять, в чем твое призвание, найти любимую работу, разработать план карьерного роста или сменить сферу деятельности — вопросов на пути профессионального развития множество. Можно пытаться разобраться во всем самостоятельно, или же вам может помочь карьерный консультант.

Итак, для чего нужен карьерный консультант и чем он может помочь? Об этом мы говорим с карьерными консультантами Ольгой Юрченко, Татьяной Волошиной и Ульяной Ходоровской.

Чем может быть полезен карьерный консультант?

Карьерный консультант Татьяна Волошина

Рассказывает Татьяна Волошина.

Карьерное консультирование — новая профессия на рынке Украины. О ней еще мало слышали соискатели. Раньше рекрутеры довольно часто бесплатно консультировали кандидатов, а сейчас эти знания начали систематизироваться и стали профессией.


В Украине ниша развивается достаточно стремительно благодаря усилиям самих карьерных консультантов. А также потому, что люди все больше видят пользу от такой работы.


Результат работы карьерного консультанта — удовлетворенный запрос клиента и достижение им карьерных целей.

Все зависит от запроса. Это может быть помощь в составлении резюме и сопроводительного письма, поиске работы, понимании, чем человек хочет заниматься, и многое другое.

При этом консультанту важно понять, насколько запрос клиента поможет ему достичь карьерных целей. Например, не всегда хорошего резюме достаточно, чтобы найти работу в международной организации. Не всегда человеку нужно искать «призвание» — иногда достаточно разобраться с тем, что его беспокоит на текущей работе.

Основная задача карьерного консультанта — хорошо исследовать запрос клиента и дать ему нужную информацию для его достижения.

Ну а результат может быть разный: иногда это новая работа, иногда — понимание ценности старой. Бывают и непредсказуемые варианты. Например, человек в итоге может осознать карьерные цели, в которых раньше боялся себе признаться. Или, наоборот, решит отдать предпочтение личным целям и больше времени проводить с семьей.

Кто обращается за помощью к карьерному консультанту и как выглядит работа с ним?

Карьерный консультант Ульяна Ходоровская

Рассказывает Ульяна Ходоровская.

Прямая функция рекрутера или HR-а — найти человека на вакансию, их основной заказчик — работодатель. У карьерного консультанта заказчик — соискатель, он не работает на стороне бизнеса.

К карьерному консультанту обращается очень широкая аудитория: от менеджеров до художников, от наемных работников до собственников бизнеса. Их объединяет желание разобраться в профессиональной ситуации, занять активную позицию в отношении к своему профессионализму.


Примеры запросов:


смена сферы деятельности,
открытие своего дела,
выход на работу после декрета,
профессиональный и карьерный рост,
профессиональный кризис,
поиск новой работы,
конфликты на работе,
составление резюме,
поиск работы через Linkedin,
прохождение собеседования.

Фактически карьерный консультант может помочь в решении любого вопроса, связанного с работой и профессионализмом.

Анализ ситуации должен быть глубоким. Надо работать в первую очередь с человеком и его представлениями о себе и рынке.

В моей практике был случай, который наглядно демонстрирует, как наши представления о рынке, ограничивают наши возможности. Однажды ко мне на консультацию пришла клиентка из IT. Проджект-менеджер в кризисе. Час мы обсуждали ее ситуацию, но особого прогресса не добились. И тут я спросила: «А вот если совсем по-честному, чем бы хотелось заниматься?» И тут клиентка признается, что мечтает заниматься хендмейдом, но «зарплаты там не те, и опыта мало, и вообще…». Мы составили план действий по изучению рынка хендмейда и параллельно — поиска подходящего IT-проекта. А через три дня она прислала мне ссылку на вакансию IT-компании: «Требуется проджект-менеджер в проект по производству роликов о хендмейде». Мы долго смеялись, а потом пошли готовить ей резюме. Таких вакансий на рынке не существует, она была одна. С хорошей зарплатой, понятными клиентке ценностями, процессами и наполнением, которое вдохновляет.

Поэтому, когда мы работаем с клиентом, я предлагаю описывать желаемую работу так, как будто человек ничего о рынке труда не знает. Чтобы хотя бы частично убрать те ограничения, которые мы ставим себе сами.

Чаще всего работа с консультантом проходит в формате личной встречи (вживую или по Skype). Специалист разговаривает с клиентом, задает вопросы, может предложить упражнение или практику.

Цель — структурировать ситуацию клиента, помочь увидеть то, что он не может увидеть сам. А также предоставить информацию о рынке труда, процессе найма, стратегии поиска работы или зарплатах.

Одиночная встреча хороша в ситуации, когда у клиента есть очень четкий и конкретный вопрос. Например: «Как мне подготовиться к собеседованию вот в эту компанию на эту должность?» или «Как мне решить вот этот конфликт на работе?».

Но для достижения значимых перемен необходима системная работа. Ведь ситуация редко возникает сама по себе, у нее есть причины: картина мира клиента, его установки по поводу работы в целом, представление о себе как о профессионале.

К примеру, вопрос «Как мне зарабатывать больше?» может касаться не только возможностей клиента на рынке, но и его личных отношений с деньгами, страха говорить о своем профессионализме или даже неудачного опыта в прошлом.

Карьерный консультант идет рядом, помогает, обсуждает и поддерживает, но делать всегда будет сам человек.

И важно не столько количество встреч, сколько готовность клиента двигаться самостоятельно, желание достигнуть результата.


Что требуется от клиента?

Карьерный консультант Ольга Юрченко

Рассказывает Ольга Юрченко.

Независимо от того, будет ли работа в формате разовой консультации или нескольких встреч, я всегда высылаю подготовительное задание и прошу клиента описать ситуацию и то, на какие результаты он хочет выйти. Прошу также выслать резюме, портфолио и другие материалы, которые позволят мне лучше узнать клиента и его ситуацию.

От клиента потребуются открытость, смелость и готовность рассказать о себе. Нужно быть готовым к тому, что разговор может оказаться непростым.

 

Консультант покажет вам вашу историю со стороны, и не всегда это лишь приятные факты. Но при этом он поможет найти ответ на ваш запрос и поддержит в сложных решениях.

Также очень важно выполнять все рекомендации, которые дает консультант. Хорошо, если клиент дает обратную связь: над чем он сейчас работает, что делает, что получается, а что нет. Тогда есть возможность поддержать человека в процессе действий, и работа становится более эффективной. В долгосрочной работе я предлагаю клиенту вести промежуточные отчеты, а между встречами всегда есть задания, которые нужно выполнить.

Моя специализация — это карьерные переходы и достижение профессиональных целей через LinkedIn. При карьерных переходах я вижу, как люди обесценивают свой прошлый опыт и запрещают себе мечтать о новой деятельности или считают, что невозможно стать, например, дизайнером или архитектором, если ты уже более 10 лет работаешь бухгалтером.

Но карьерные переходы часто можно выстраивать именно на своем прошлом опыте. Так, с одной клиенткой, которая работала специалистом экономического отдела и хотела перейти в дизайн интерьера, мы разработали план перехода в новую сферу, но на базе всех ее компетенций и профессионального опыта. Теперь, уже в новой области и с использованием своего прошлого опыта, она может оценить, куда двигаться дальше и что для этого нужно сделать.

Итак, подытожим… 


Чтобы 
достичь максимального эффекта от работы с карьерным консультантом, важно:

1) четко сформулировать свою цель и понять, чего вы хотите от ваших встреч;
2) занять активную позицию и быть готовым прикладывать усилия;
3) быть максимально честным с собой и консультантом;
4) выполнять все советы и рекомендации;
5) разрешить себе мечтать и не бояться пробовать новое.

 

Читайте также:  Про внутрішній сервіс: як зрозуміти, що компанія не цінує своїх співробітників?

Возможно, вам также будет полезна статья «Стратегії пошуку роботи: 4 рівні ефективності»

 

 

 

Ещё 4 интересные статьи

Как правильно читать на английском

Как правильно читать на английском: советы и чек-лист от преподавателя

Навички майбутнього

Навички 2030: які скіли будуть потрібні для роботи у найближчому майбутньому?

На что я СМОТРЮ и НЕ СМОТРЮ в резюме? Колонка Катерины Вольской

Поради для віддаленої роботи

Як почувати себе частиною команди, якщо ви працюєте віддалено?