Как научиться выступать перед аудиторией?

Как выступать публично? 6 принципов успешного оратора

Выступления перед публикой для многих становятся частью работы. И этот навык можно и нужно развивать. Как — советует тренер успешных ораторов Инга Кирилюк.

Наш эксперт — Инга Кирилюк, международный бизнес-тренер и коуч успешных ораторов. Автор и ведущая тренингов «Сила Голоса», «Актерское мастерство в продажах», «Успешный Оратор». Коуч и тренер по работе с голосом и невербаликой в международной школе Master Coach Ukraine в Украине и Баку. Автор и ведущая обучающей игры «Великий Оратор». Спикер интерактивного форума «Дизайнеры счастья».

1. Определите цель: к чему вы стремитесь?

Вам нужно четко сформулировать для себя конкретную цель вашего выступления. Не общую и расплывчатую, вроде «проинформировать население о принятых мерах и перспективах на будущее», а абсолютно конкретную.

Ваше выступление должно побудить слушателей к определенным мыслям или действиям. Подумайте — каким?

 

Самое важное — разумно выбрать тему и в совершенстве владеть ею. Всегда начинайте выступление с сильным и настойчивым стремлением достичь цели. Выступление будет успешным и найдет свой отклик у аудитории только, если его цель будет понята и принята слушателями. Если же вы просто отбываете повинность и выступаете только потому, что «так надо», слушатели это быстро поймут и останутся в лучшем случае равнодушными.

Старайтесь вызвать у слушателей личное эмоциональное отноше­ние.

Цель выступления должна учитывать интересы, по­требности и уровень компетентности аудитории. А также ваши воз­можно­сти. Помните о ресурсах, которыми вы располагаете. Учитывайте время и ме­сто встречи, наличие или отсутствие вспомогательных техниче­ских средств, ил­люстраций или раздаточного материала.

2. Создайте доверительную атмосферу

Прежде чем познакомится с аудиторией, расскажите о себе. Для аудитории важно услышать ответы на 2 вопроса: кто вы и почему именно вы говорите на эту тему. После этого они готовы открываться, доверять и работать вместе.

3. Излучайте уверенность

При любой коммуникации 93% информации передается через голос и тело. Какими бы четкими не были ваши аргументы — слабый, невыразительный голос и неуверенные зажатые позы все перечеркнут.

Если вы нервничаете, боитесь, переживаете, давите или, наоборот, вдохновляете, люди это видят и чувствуют через ваши жесты, позу, взгляд, голос.

Пусть вас не смущают и не выбивают из колеи возможные ошибки и недочеты, речевые оговорки, реак­ция слушателей. Чтобы выработать в себе смелость перед лицом аудитории, ведите себя так, будто вы уже обладаете этой смелостью. Заранее войдите в образ компетентного, уверенного в себе (но не само­уверенного!) оратора.

Уверенность начинается в пятках. Учитесь стоять на одном месте, упираясь в пол двумя пятками и не шатаясь.

4. Обратите внимание на силу и звучание голоса

Восприятие человека другими людьми на 30-40% определяется тембром его голоса. От того, как звучит информация, зависит ее восприятие, такие эмоции она вызовет у вас и других.

Вас приятно слушать, если ваше тело расслаблено, голос поддерживается дыханием и может свободно резонировать.

Ваш голос — основное средство общения, и вы способны заставить его меняться, чтобы расширить оказываемое влияние. 3 необходимых для этого фактора:

• ваш голос должен быть приятным на слух;
• вам нужно быть в согласии со своими слушателями;
• голос должен выражать вашу внутреннюю энергию, включая чувства и эмоции.

5. Работайте над жестами и мимикой

Мимика очень важна для оратора. Практикуйтесь перед зеркалом, чтобы иметь представление о своей мимике во время выступления. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набе­гающие складки, расправ­ляйте нахмуренные брови.

А может быть, что еще хуже, во время речи ваше лицо совершенно ни­чего не выражает? Тренируйтесь ослаблять и напрягать лицевую мускулатуру. Про­износите фразы, насыщен­ные различными эмоция­ми — печа­лью, радостью.

Улыбка — это эффективный мимический инструмент!

Жесты могут усилить речь или, наоборот, запутать. А их отсутствие снижает энергию голоса.

• Жесты открытости. Открытая поза свидетельствует о вашей искренности. Такой человек вызывает доверие слушателей. Закрытая поза, явными маркерами которой считаются скрещивания ног или рук, играет против вас.

• Жесты подозрительности и скрытности свидетельст­вуют о недоверии и сомнении в своих словах. Избегайте машинального потирания лба, висков, подбородка, не прикрывайте лицо руками. Старайтесь смотреть на аудиторию, не отводите взгляд в сторону. Другой показатель скрытности – несогласо­ванность жестов. Если у вас защитная поза, но вы при этом улыбаетесь, людям кажется, что за искусствен­ной улыбкой вы пытаетесь скрыть свою неискренность.

6. Контролируйте процесс выступления

Этому поможет четкая структура выступления. Есть определенный алгоритм действий: начало — середина — финал. Эти три части вы наполняете в соответствии с таймингом и целями. «Не важно, сколько времени — я хочу рассказать все!» — это большая ошибка спикера. Важнее то, как вы это рассказываете.

Аудитория не любит, когда ее грузят. Она любит, когда с ней говорят.

Пусть перед вами будут записаны основные тезисы, факты, цифры, цитаты (например на карточках). Все остальное вы смо­жете сказать сами, если достаточно подготовитесь. Всегда остав­ляйте место для импровизации, но не надейтесь на нее слепо.

Узнать больше о работе с голосом и невербаликой вы сможете на интерактивном форуме «Дизайнеры счастья».


 Как войти в состояние потока? 4 простых шага

Читайте также:  Как быть счастливым на работе: 4 важных составляющих

Ещё 4 интересные статьи

Які переконання заважають вашому успіху та як їх змінити?

10 необычных вопросов на собеседовании и как на них отвечать

13 інсайтів з події Disrupt HR Kyiv

Сам себе HR: как усилить свою мотивацию?