Как я бросила карьеру руководителя и стала сценаристом

Как стать сценаристом: история и советы Евгении Савиченко

Почему топ-менеджер может решить кардинально сменить профессию? Как действовать, если хочешь, чтобы по твоим сценариям снимали кино? История Евгении Савиченко!

Евгения быстро сделала карьеру в маркетинге. Но успешно поработав несколько лет на должности топ-менеджера, все бросила и ушла писать сценарии для сериалов и телевизионных фильмов.

Женя, как развивалась твоя карьера?

Чрезмерное любопытство и тяга исписывать школьные тетради обрывками собственных фантазий — это про меня. Поэтому я параллельно училась в школе журналистики и на курсах теле- и радиожурналистики. А в итоге поступила на факультет социологии и психологии…

Почему? Просто кто-то из бывалых шепнул, что на факультет журналистики нечего и соваться без денег и блата. По окончании ВУЗа я, конечно же, попала в молодежный журнал. На позицию маркетолога. 

До вершины карьерной лестницы я добралась достаточно быстро. В маленьком издательстве стало тесно. Поэтому переход в один из наиболее крупных украинских медиахолдингов считаю шагом закономерным.

Это был принципиально новый левел: в международной компании объемы работы и цифры бюджетов отличались в разы. По истечении года я стала руководителем направления платформы женских изданий.

Сегодня я очень благодарна своему издательскому опыту за умение организовать себя, спокойно переносить цейтнот и держать удар, как бы сильно мне не зарядили 🙂

Ты была руководителям, карьера развивалась, что пошло не так?

Во-первых, в какой-то момент я просто устала. Ситуация, когда большинство процессов переходят в разряд автоматических действий. Во-вторых — кризис 2014 года. Издательства обнулились до заводских настроек и зашли в базовый режим выживания. Я начала ловить себя на мысли, что мне скучно. В общем, мы поговорили с руководством и решили меня отпустить 🙂

 

Что я имею сказать тем, кто из-под крыла крупной компании рвется в свободное плаванье: сто раз подумайте. Вы будете предоставлены сами себе, и спину никто не прикроет.

 

До прихода в сценаристику в моей жизни случилось многое: и рекламное агентство, и PR, и копирайтинг, и даже созданный на пару с подругой комиссионный магазин одежды.

Я реально искала себя, пока не оказалась в сценарном отделе StarMedia. Там мне предложили попробовать доработать сценарную заявку на телевизионный фильм. Я согласилась.

Получилось ли все сразу, как в волшебной сказке? Нет! Но впервые за долгое время я почувствовала: мне нравится то, что я делаю. И осталась, несмотря на все риски.

Это было сложное решение?  

Я как-то не думала, сложно мне будет или нет. Я всегда принимала решение и шла вперед, хоть бы там за спиной 10 сознательных человек крутили пальцем у виска.

Это моя жизнь и жить ее я хочу интересно!

Трудно было, да. С деньгами было трудно, потому что они то были, то их не было совсем. Стать вдруг новичком, после того как был на руководящей позиции, тоже очень непросто 🙂

 


Не могу сказать, что меня кто-то поддержал или отговаривал. Просто дали понять: ты делай, что хочешь, но все тумаки и затрещины тоже твои. Так и случилось 🙂

Почему именно сценарист?

По моему мнению, сценаристика дает куда больше возможностей для творчества пишущему человеку. Но на раз-два стать сценаристом не получится. Придется учиться. Кстати, ту первую заявку я переписала раз 10 (если не больше). В итоге ее так и не взяли в работу, но опыт получился колоссальный и мне предложили другой проект, который в результате случился.

Что именно ты делаешь? Какие сценарии пишешь?

Сценарии телефильмов, сериалов и сериалити. Первый телевизионный фильм писала в соавторстве на StarMedia по заказу ТРК «Украина». Рейтинг тогда получили очень хороший 🙂

Потом я попала в сценарную группу мистического сериала «Мольфар» для 1+1. Проект вертикальный (это когда каждая серия — отдельная история), поэтому мы, сценаристы, придумывали на удаленке идеи для серий.

Помню, мою серию поставили открывающей серией сезона, и меня (а это был мой первый в жизни сериал!) буквально распирало от гордости. Вообще, это такое волнительное чувство, когда актеры на экране говорят то, что ты написал.

Был еще молодежный сериалити для «Нового канала» — «Киев днем и ночью» по популярному немецкому формату Berlin. Day & Night. Это уже опыт работы в реальной сценарной группе. Когда пятеро взрослых адекватных людей собираются вместе и до глубокой ночи выкрикивают друг другу: «Дайте мне нормальный крючок!», «Протагонист не дотягивает», «Мотивация второстепенных слабенькая» или отчаянное: «Да ну его к черту, давайте просто убьем!» После чего следует: «Серега, успокойся, он в центральной линии, не можем мы его просто убить!» 🙂 

Как осваивала новые навыки? Что пригодилось из прошлого опыта?

Конечно, очень помогло умение писать связные тексты. Однако осознание того, что богатой фантазии и изящного слога недостаточно, пришло быстро. Необходимо знать законы драматургии, приемы удержания внимания зрителя, принципы выстраивания сюжета, обязательные элементы истории, основные типажи героев, поворотные точки… В общем, много всего. Теория есть, и она ваш инструмент. Я начала учиться три года назад и продолжаю делать это по сей день.   

 

Хорошая новость: вы можете стать сценаристом, не имея специального образования.

 

Читайте также:  Профессии, о которых еще вчера никто не знал: что делать и чему учиться

Но придется много читать, слушать, учить и исписать десятки страниц. К этому нужно быть готовым.

Что еще помогло? Что было интересного?   

Очень помог прошлый менеджерский опыт. Умение заранее простроить процессы, лишний раз не стрессовать, договариваться с людьми (в сценарной группе — это на вес золота!), грамотно вычитывать договора.

Из интересного  — разнообразие опытов. Ты пишешь про врачей (а у нас очень любят сериалы про врачей) — сидишь, изучаешь экзотические болезни, симптоматику, фармацевтику… Про симфонический оркестр — учишь состав оркестра, принципы рассадки музыкантов. Находишь через друзей музыкантов из симфонического, морочишь им голову 🙂

Вот вы знаете, из какого пистолета лучше выстрелить человеку в голову, чтобы крови было побольше или, наоборот, поменьше? А я теперь знаю. В общем, много всего нового и полезного узнаешь 🙂


С какими вызовами ты столкнулась?  

Нужно помнить, что сценаристика — не математика. Иногда даже непонятно, почему канал один проект утверждает, другой — нет, а третий — правит, правит и правит… Вообще, к правкам нужно быть готовым всегда.

Сценарист не пишет, сценарист переписывает. Часто, написав десятую версию всего этого, ты уже с трудом вспоминаешь, что же было в первом варианте.

 

И нужно уметь спокойно воспринимать критику. Не бросаться на защиту своего детища с топориком, а выслушать, обдумать и выйти со встречным предложением. Здесь нужна особая гибкость, чтобы не войти в клинч, но при этом отстоять важные элементы сюжета.

 

Были ли разочарования?  

Разочарования были. И будут. Бывает, что проект, над которым ты работала долгое время, по той или иной причине не запускается. Или разработка длится несколько месяцев, а в итоге проект ставят на «стоп». Вот это самое обидное, конечно.

Еще раньше расстраивало, когда видишь на экране не то, что изначально вкладывалось в текст. Коммуникация «сценарист — режиссер» на телевидении практически отсутствует. Ты там себе одно придумал, режиссер что-то другое увидел, оператор довнес своего, и в итоге ты вроде слышишь знакомые слова, но непонятно, кто все эти люди на экране 🙂

Еще очень важно уметь ждать. От момента подачи сценарной заявки до момента, когда канал скажет тебе: «Вот этот вариант нас устраивает, пишем диалоги» может пройти полгода и даже больше.

И вот вы закончили сериал, а после 2-3 месяца можете сидеть без работы, проедая накопленное и перебиваясь статьями. Не отчаивайтесь, пишите для себя, читайте специализированные ресурсы, слушайте тренинги, развивайтесь.

Какие взаимоотношения за кулисами профессии? 

Сценарист — это такой себе интроверт и экстраверт одновременно. Когда ты в проекте и пишешь, то главное, чтобы никто не трогал, родные не дергали, кот не мяукал. Вышел из проекта — ты социально активная личность, ходишь, знакомишься, общаешься, заводишь полезные связи.

Своего редактора, например, всегда лучше знать лично. Даже если работаешь на удаленке. Так вам легче дать друг другу что нужно.  

Как продвигать себя?

Продвигать тебя будут твои проекты. Чем шире портфель проектов, тем больше востребованность. На старте иногда и за титры писать приходится.

Так что вооружайтесь терпением, усидчивостью и иммунитетом к отказам. Отказов будет много, готовьтесь 🙂

Что можешь посоветовать тем, кто мечтает  стать сценаристом?

Тем, кто хочет стать сценаристом, рекомендую хорошенько подумать. Если вы привыкли к зарплате два раза в месяц и размеренной жизни — вам не сюда.

Если все же сюда, рекомендую начать с книги Роберта Макки «История на миллион долларов». Второй у меня лично была Линда Сегер «Как хороший сценарий сделать великим», затем Блек Снайдер «Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства». Когда я писала комедийные сюжеты, то читала «Восемь комедийных характеров. Руководство для сценаристов и актеров» Скотта Седита.

В дополнение к книгам хорошо бы посещать тренинги. Рекомендую бесплатные тренинги Алексея Молчанова. Много интересного можно почерпнуть у Лили Ким. Несколько видеотренингов выложено на сайте киношколы режиссера Митты и других киношкол. Контента достаточно, главное — не лениться искать. И на платные тренинги не нужно скупиться, если есть возможность.

Очень помогает самостоятельная работа по разбору сценария. Схема такова: читаете сценарий, затем смотрите фильм и сравниваете буквы с картинкой: что и как режиссер изменил, что вообще не использовал. Где брать сценарии? Многое выложено в сеть, что-то можно достать через знакомых.  

Вообще привыкайте много смотреть. Отслеживайте новинки, смотрите классику, да просто ТОП 250 IMDB открыли и заполняем пробелы 🙂

Кому подходит эта профессия? Какие навыки и качества нужны?

Это профессия для творческих людей с железными нервами и хорошими задатками менеджера. Быть просто фантазером — значит писать в стол. Хотите продавать то, что написали, — будьте активны в коммуникациях 🙂


Еще в рубрике «Люди»: «Я работаю блогером!» Как развиваться и зарабатывать в этой профессии?

Ещё 4 интересные статьи

Хто такий експерт зі зміни поведінки?

Хто такий експерт зі зміни поведінки і як він покращує життя людей?

Момент под названием «хватит»: как я перестала гнаться за мечтой, которая никак не сбывалась

Робота у Mindvalley: як працювати в культурі тотальної відкритості? Інтерв'ю з Мартою Кондрин

Як потрапити у міжнародну компанію та працювати в культурі тотальної відкритості? Інтерв’ю з Мартою Кондрин

Почему я решила уволиться с отличного места спустя неделю?