«Я работаю блогером!» Как развиваться и зарабатывать в этой профессии?

Яна Метёлкина о том, как стать блогером

Многие думают, что блогер – это человек, который просто выкладывает красивые фото своей красивой жизни. Но что на самом деле значит стать блогером? Рассказывает Яна Метёлкина, автор тревел-блога metyolkina.com

Яна, почему вы решили стать блогером и как к этому пришли?

8 лет в СМИ и резкий поворот на новую дорогу – это страшно, но весело. Изначально я мечтала быть новостным корреспондентом. Но в итоге, кроме новостей, со мной случалось разное: глянец, криминальные, социальные и научно-популярные телепрограммы. В конце концов, даже тревел-шоу «Орел и Решка».

Из журналиста, редактора и сценариста я постепенно мутировала в блогера, чтобы стать более свободной. Ведь при всей своей увлекательности телевидение – это всегда мясорубка. Забирает слишком много времени, сил, и ты неизбежно выгораешь. Наступает момент, когда жизненно необходимо сделать паузу.

Я ушла с безумно любимого проекта «Орел и Решка» в никуда, чтобы перезагрузиться. Мы улетели с мужем на Шри-Ланку, где я писала много путевых заметок для соцсетей. И муж буквально уговорил меня попробовать создать свой блог. В тот момент это показалось мне полнейшим безумием и чем-то нереальным.


Но по возвращении у меня родилась концепция блога – писать о путешествиях, которые радикально меняют жизнь людей.

Рассказывать не только впечатления из своих поездок, но и истории людей, которые, побывав однажды в новой стране, поменяли жизнь на 180 градусов.

И вот тогда я загорелась. Своими силами мы с мужем создали сайт на WordPress. И придумали шуточный слоган: «Дай блог вам счастья». С того момента я стала блогером.

Кто такой блогер? О чем эта профессия, что входит в ее «должностные обязанности»?

Многие думают, что блогер – это человек, который красиво живет и выкладывает красивые фото. В общем, бездельник, которому почему-то разные бренды вручают горы подарков. Я и сама раньше так думала. Но потом поняла, что все далеко не так.

Хороший блогер – это полноценный телеканал или издательство. Это крутое тематическое СМИ, это телесериал, это кино. С одним важным отличием – у тебя нет команды из 10-1000 человек для выполнения всех задач. Есть только ты сам – автор идей и статей, менеджер и продюсер, стилист и оператор, модель и видеомонтажер, маркетолог и СММ-щик, дизайнер и SEO-шник. И на все это у тебя есть 24 часа в сутки.

Тебе нужно найти свою аудиторию, которая весь этот труд заметит, оценит, полюбит и подпишется именно на тебя, а не на миллион других блогеров.

Тебе нужно уметь работать с брендами. И каким-то чудом зарабатывать. На первых порах приходится делать тонну невидимой работы и верить, что спустя некоторое время будет отдача.

Было ли страшно рисковать? С какими сложностями и вызовами столкнулись?

Конечно страшно. Одно дело – работать в продакшене, где у тебя есть зарплата, четкие обязанности, а в случае с «Орлом и Решкой» – еще и аудитория нескольких стран, которая видит твой труд. Понятно, что никто из зрителей даже не догадывается о твоем существовании, но приятно, что твои закадровые тексты, шутки и идеи оценивают миллионы. А потом внезапно их оценивают только твои родители и друзья, потому что твой блог и профиль в соцсетях пока что с крошечной аудиторией. Это странное чувство.

Пришлось заново учиться тайм-менеджменту. Ведь когда у тебя нет начальника, нет дедлайна и офиса – диван и прокрастинация становятся верными напарниками. Прогнать их – тот еще героизм.

Но сложнее всего мне было принять 3 вещи. Во-первых, большинство людей предпочитает утиные селфи и голые задницы накачанных девочек моим кадрам-фильмам с полезными текстами. Во-вторых, только боты подписываются на профиль тысячами, а живые фолловеры приходят очень медленно, зато надолго. В-третьих, важно не количество лайков, а процент вовлеченности подписчиков. Поэтому пусть их лучше будет меньше, но они будут активными. Очень часто бывает, что у блогера 300 тысяч подписчиков, но эти мертвые души – всего лишь пыль в глаза рекламодателям. 

Как относятся к этому близкие и друзья? Воспринимают ли блогерство как профессию?

Все, кто понимает, как это работает и к чему может привести, относятся серьезно. Но есть и те, кому помутили разум псевдоблогеры с бесконечной рекламой косметики. Когда они язвят, что все это лишь баловство, я ставлю в пример блогеров другого уровня. Того же Наса Дэйли, который делает познавательные минутные ролики каждый день и за последний месяц заработал $80 000. Или украинских блогеров, которые зарабатывают по $1 000 за один пост в Instagram.

Но, конечно, эти ребята шли к признанию и таким заработкам годами, это не у каждого получится.

В какой-то степени, это похоже на шоу-бизнес. Нужно долго пахать, чтобы стать Мадонной. Просто вместо песен ты делаешь тексты, фото и видео.  



Удается ли заработать блогеру? На чем и как?   

Первоочередная задача блогера – создавать контент и собирать вокруг себя единомышленников. Это длительный, трудоемкий процесс. И потом в награду за труды к тебе начинают постепенно обращаться бренды с рекламными предложениями. Кто-то хочет, чтобы ты порекомендовал его за подарок или за деньги у себя в соцсетях. С кем-то ты делаешь большие коллаборации из целого цикла разных активностей.

Я зарабатываю еще и на том, что читаю лекции о сторителлинге, текстах и драматургии. Иногда снимаюсь в роли модели. Еще планирую вести свою колонку о путешествиях в каком-то из любимых изданий. Хочу поработать как сценарист с парочкой западных продакшенов, ведь иногда скучаю по съемкам. Кроме того, я намерена снять научно-популярный фильм о путешествиях и сделать социальный проект, чтобы вдохновить наших людей путешествовать больше.  

В чем секрет успеха блога и блогера? Что для блогера успех?

Секрет успеха в терпении. В том, чтобы не останавливаться, даже когда кажется, что твою работу никто не видит и не читает. Меня очень поддерживает муж. Если бы не он, я бы давно психанула и ушла пахать и страдать на телик. Ведь я человек творческий и нетерпеливый. Выкладываюсь на полную в каждой статье, интервью, посте и расстраиваюсь, если он тут же не собирает все лайки мира. Хоть и понимаю, что это глупо.

В такие моменты Дима призывает меня мыслить глобальнее и уверяет, что полет нормальный и скоро будет бомба. А поскольку он маркетолог и мыслит стратегически, я ему, конечно, верю.

Что посоветуете тем, кто хочет стать блогером: где и чему учится, как начать, полезные ссылки и инструменты?

Самое главное – найти тему, которая максимально вдохновляет. В моем случае – это путешествия и люди (интервью с путешественниками).

Затем нужно хорошенько разобраться в этой теме. Чтобы банально было, что систематически рассказывать.

Следующий шаг – определиться с форматом и концепцией. Понять, в каком виде излагать миру свои мысли и где (в соцсетях, на уoutube, в своем блоге и т.д.).

А потом просто пускаться в бой. Создавать контент, за который не стыдно. Писать, снимать, монтировать, удивлять.

Никогда не получится придумать блестящую стратегию наперед. Все приходит только в процессе.

По ходу дела рождаются идеи, знакомства и возможности. Нужно быть любознательным человеком-оркестром. Но главное – знать свою миссию и нести людям месседж.


Я, например, реально хочу, чтобы люди больше путешествовали, а не просто рассматривали мои фотки в купальнике.
Поэтому, помимо постов в Instagram, я пишу лонгриды в блоге, где даю советы, делюсь маршрутами, рассказываю, куда ехать и что пережить. И люди уже начинают этим пользоваться.

Я хочу, чтоб украинцы перестали бояться тратить заработанное непосильным трудом на приключения в любом возрасте. Чтобы они не ехали лежать бревном в Турцию, а отправлялись в приключения. Потому что знаю по себе – именно приключения лечат лучше докторов и таблеток, меняют, учат, делают жизнь длиннее и лучше.

За творчеством Яны вы можете следить в ее блоге, Instagram и Telegram.

 

Читайте еще в рубрике «Люди»: «Крутой поворот: 5 историй о поиске себя и кардинальной смене профессии»

Ещё 4 интересные статьи

Як отримати роботу після стажування

Як проявити себе на стажуванні, щоб залишитись у компанії?

Як це — працювати з колегами з усього світу? Історії українців у міжнародних командах

Інтерв'ю з директоркою видавництва Vivat Юлією Орловою

Генеральна директорка видавництва Vivat Юлія Орлова — про кар’єру, work-life баланс та, звісно ж, книжки

Кто такой инфлюенс-маркетолог и что нужно, чтоб им стать?

Кто такой инфлюенс-маркетолог и что нужно, чтоб им стать?