Квадрат Декарта: как сделать правильный выбор в жизни и карьере?

Квадрат Декарта: как сделать правильный выбор в жизни и карьере

Каждый день мы принимаем тысячи решений. При этом даже маленькие бытовые выборы являются для мозга большой нагрузкой. Что уж говорить о поворотных моментах, когда нужно сделать правильный выбор, от которого зависит карьера или отношения с близкими. 

Проверенным и работающим инструментом, который поможет сделать правильный выбор, делится Анна Стеценко, основатель Indigo — Tech Recruiters.

Чем серьезнее выбор и чем больше он влияет на нашу жизнь, тем больше мы сомневаемся. Аргументы «за» и «против» смешиваются с эмоциями, мнением коллег, собственными страхами и сомнениями. Принятие решения затягивается. А в ситуации эмоциональной усталости принимаются как раз неверные решения.

 

Выбор должен быть только ваш!

Давайте сразу определимся — в вопросе принятия решения нет абсолютной истины. То, что подходит одному, не годится другому. Важно, чтоб именно для вас решение оказалось верным – привело к желаемой цели, помогло в развитии, стало ступенькой к мечте.

Это не значит, что вы не можете просить совета. Мнение эксперта может быть очень уместным, если вы испытываете дефицит информации, а человек имеет опыт в данном вопросе. Но не пытайтесь подменить свое решение чужим.

Нет никакого смысла перекладывать ответственность за свою судьбу на чужие плечи.

Кстати, выслушивая советы других, вы можете лучше понять себя. У нашей психики есть интересное свойство: советы, которые вам дают окружающие, она делит на дельные и глупые в зависимости от того, насколько они близки к вашему собственному решению. Вы его, скорее всего, уже приняли, просто пока еще не смогли сформулировать.

Квадрат Декарта

Навести порядок в мыслях и найти свой ответ поможет метод под названием «квадрат Декарта». Он хорошо работает, если вы выбираете между двумя компаниями или хотите понять, принимать ли предложение о переходе на новую должность. Инструмент настолько прост и универсален, что его можно использовать в случае любого важного выбора. Но особенно он эффективен, если вам нужно выбрать из двух вариантов. Он позволит подойти к вопросу более взвешенно и рационально.

Шаг 1. Выделите время

Вам потребуется 30-60 минут в зависимости от того, насколько вы сможете сосредоточиться и четко выразить свою мысль.

Шаг 2. Отбросьте сомнения

У нашего мозга есть много уловок, цель которых — удержать нас от перемен. Ведь его задача – выживание вида. А с этой точки зрения любой новый опыт несет в себе риск. Поэтому мозг «включает скептика» — убеждает нас даже не пытаться, ведь «все равно не поможет». А вы просто попробуйте.

Раз этот инструмент был полезен огромному количеству людей, возможно, он пригодится и вам 🙂

Во время работы вы должны находиться один на один с листом бумаги. Никто не должен давать вам советы в ходе этой работы. Не привлекайте ни вторую половину, ни лучшего друга, ни коллегу… Не им потом отвечать за задачи, которые вы себе поставите. Лучшее, что могут сделать близкие, — создать пространство для принятия и поддержки.

Шаг 3. Постарайтесь превратить проблему в четкий запрос 

В первую очередь ответьте на вопрос: «Почему я сравниваю именно эти варианты? Какие еще есть возможности?» 

Шаг 4. Нарисуйте на листе А4 систему координат  

Сейчас вы будете исследовать вариант №1. Например: переход на руководящую позицию.

Вам надо ответить на следующие вопросы:

• что случится, если «да» ++

• что случится, если «нет» +-

• что не случится, если «да» -+

• что не случится, если «нет» —

Проанализировали? Теперь берите следующий лист и переходите к варианту №2. Этот шаг не всегда нужен. Бывает, что анализ первого варианта разрешает все сомнения. Но иногда полезно проработать оба выбора. 

Шаг 5. Проанализируйте приоритеты 

Спросите себя, исходя из этого анализа, что вы теперь видите, что чувствуете, чего вам хочется, где больше энергии/перспектив/пользы. К чему теперь вы склоняетесь? Что может помочь или помешать на пути к цели?

Когда примете верное решение, вы перестанете сомневаться. Появится энергия на его реализацию. И найдутся правильные слова, чтобы донести его до окружающих. Вы проделали отличную работу!

Шаг 6. Продумайте план 

Какой теперь будет ваш следующий шаг? Например: «Хочу переезжать, поэтому пойду искать соответствующие вакансии и займусь улучшением английского». Распланируйте, что вас может поддержать/подстраховать на этом пути, какие ресурсы у вас имеются (LinkedIn-профиль, поддержка семьи, друзья с экспертизой в нужном вопросе).

Ваш выбор может быть и не в пользу перемен. Помните: отказаться от возможности просто потому, что она не ваша — это также шаг вперед.

Желаю каждому сделать правильный выбор и покорять свои вершины!


Если вы приняли непростое решение о переходе в новую компанию, вам может быть полезна статья «Пришло время прощаться: советы для тех, кто увольняется или увольняет
».

 

Читайте также:  10 вещей, которые сделают вас более эффективными

 

 

Ещё 4 интересные статьи

Як перестати ненавидіти робочі наради і зробити їх кращими?

Як перестати ненавидіти робочі наради і зробити їх кращими?

Как решиться сменить профессию? 15 шагов к карьерным переменам

Как решиться сменить профессию? 15 шагов к карьерным переменам

Як почати кар'єру в HR з нуля?

Як розпочати кар’єру в HR без досвіду роботи?

4 правила планирования, которые помогут достичь своей цели