Как правильно составить резюме: пошаговая инструкция

Как написать резюме правильно: пошаговая инструкция

Нашли отличную вакансию? Первый шаг – заинтересовать работодателя, подчеркнув свои лучшие качества. Мы подготовили для вас руководство, как написать резюме, которое как минимум приведет вас на собеседование, а как максимум поможет получить работу мечты!

В среднем на просмотр вашего резюме тратится 5-10 секунд. Немного, правда? Поэтому очень важно сразу произвести положительное впечатление. Резюме – это самореклама, которая должна преподнести вас с лучшей стороны и «продать» работодателю. Поэтому ваша задача – сделать так, чтобы все пункты резюме «цепляли».

Подготовка резюме: с чего начать

Прежде чем приступать к составлению, полезно будет узнать, на что HR-менеджеры, рекрутеры и работодатели в первую очередь обращают внимание в резюме кандидата. Согласно исследованию Orange County Resume Survey, это:

  • предыдущий опыт работы (45%);
  • квалификацию/навыки (35%);
  • легкость чтения/восприятия информации (25%);
  • достижения, достоинства, проекты (16%);
  • орфография и грамматика (14%);
  • образование (9%);
  • ясная цель (3%);
  • ключевые слова (2%);
  • контактная информация (1%).


Затем стоит определиться, какого типа резюме вам подойдет –
хронологическое, функциональное или комбинированное.

Хронологическое резюме описывает ваши места работы в хронологическом порядке, начиная с последнего. Подойдет тем, кто ищет работу в привычной сфере, имеет большой опыт и стремиться к карьерному росту.

ПРИМЕР


Опыт работы:

07/2016 – настоящее время. Организация «Супердети» (образование для детей и родителей). Позиция: CEO & Event-менеджер

  • Подобрала команду из 5 человек для реализации целей организации.
  • Организовала более 150 образовательных мероприятий для детей и родителей.
  • Создала команду из 10 постоянных преподавателей.
  • Организовала систему мониторинга качества мероприятий и получение обратной связи от посетителей. 
  • Создала и внедрила базу CRM (Salesforce) для качественной работы с клиентами.
  • ….

03/2014 – 05/2016. Проект «Мрієтворці» (образование подростков). Позиция: координатор проекта

  • Организовала 15 лекций и обучающих выездов для 36 студентов программы.
  • Координировала работу 5 преподавателей и 10 менторов программы.
  • Вела финансовую и административную отчётность.


Функциональное резюме
делает акцент на ваших умениях, навыках и достижениях, а не на местах работы. Такой вариант подойдет тем, у кого небольшой опыт, кто часто менял работу и не хочет привлекать к этому внимание, а также тем, кто хочет сменить сферу деятельности или вернуться на рынок труда после перерыва.

ПРИМЕР


Ключевые компетенции:

  • опыт руководства командой до 15 человек;
  • общий опыт организации и продвижения проектов – 5 лет;
  • организация и координация проведения мероприятий на 500 человек;
  • умение договариваться, доводить начатые проекты до конца при любых обстоятельствах, настойчивость, способность генерировать идеи;
  • сильные управленческие, менеджерские и лидерские качества.


Комбинированное резюме
сочетает в себе преимущества хронологического и функционального – включает в себя и описание навыков, и перечень мест работы. 
Считается наиболее эффективным. Разделяйте и объединяйте ваш опыт (в зависимости от того, на какую вакансию подаетесь), соединяйте свои навыки с компаниями, где их получили, а также обязательно делайте акцент на измеримых показателях.

Как составить резюме: структура и оформление

При написании резюме важно придерживаться определенной структуры, чтобы информация была четкой, упорядоченной и легкой для восприятия. Рекомендуем отправлять его в формате PDF, чтобы не возникало проблем с открытием файла.

Пишите простыми предложениями по 5-7 слов. Избегайте непонятных сокращений. Обязательно делите текст на абзацы, подберите понятный шрифт. Для выделения заголовков используйте курсив или жирное начертание. Помните, что размер резюме не должен превышать 2 страницы. В идеале – 1 страница.

Большим плюсом, особенно для представителей креативной индустрии, будет графическое оформление – так вы выделитесь на фоне других кандидатов и сразу продемонстрируете свои творческие навыки. Обязательно прикрепляйте фото, если об этом просит работодатель.


Читайте также в рубрике Must Read:
5 рецептов успешного резюме


Теперь давайте разберем по блокам, как правильно написать резюме и описать ключевые моменты.

1. ФИО и контакты

Здесь все предельно просто. Для связи не используйте свою рабочую электронную почту – укажите личную или создайте отдельную для поиска работы. Обязательно проверьте, чтобы ваш e-mail соответствовал формату имяфамилия@домен.com, а не предлагал написать какой-нибудь пушистой зайке.

Добавьте ссылки на Facebook, LinkedIn или другие профессиональные сети, например Behance. Указывая личные профили в социальных сетях, тщательно проверьте их содержание, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

2. Summary

Этот абзац должен отвечать на вопросы, почему именно вас стоит пригласить на собеседование и есть ли смысл углубляться в резюме. Его цель – сфокусировать внимание работодателя/рекрутера, сразу выделив ваши профессиональные цели, опыт, экспертизу и личные качества. Если вы не даете ясно понять, чем будете полезны компании, вы обречены на провал.

ПРИМЕР 1

Руководитель образовательных проектов с опытом более 5 лет, нацеленный на результат. Умею концентрироваться на поставленных задачах, выделять приоритеты и эффективно управлять комплексом проектов в условиях экстремального давления.

ПРИМЕР 2

Я постоянно развиваюсь, никогда не стою на месте. Очень быстро учусь, объективно воспринимаю критику и ценю ее. Я настоящий трудоголик, умею находить выход из критических ситуаций спокойно и рассудительно. Со мной в команде вы получите человека, который ценит результат, знает, к чему стремится, и больше всего хочет развития.

3. Опыт работы

Начните с текущего или последнего места работы, двигаясь к более давнему. Помните: указывать стоит только опыт, релевантный вакансии, на которую вы претендуете. Если у вас такого нет, подумайте над тем, чтобы написать функциональное резюме и сделать акцент на навыках, а не местах работы.

Кратко укажите название и сферу деятельности компании. Затем – вашу позицию и роль, а также основные задачи. Дайте перечень основных достижений и не забудьте подкрепить их аргументами и доказательствами. Помните, что достижения должны быть измеримы, конкретны, внушительны и обязательно соответствовать должности.

ПРИМЕР 1

  • Наладила эффективную координацию работы команды: внедрила индивидуальные планы, еженедельные отчетные встречи, квартальные пересмотры планов.
  • Разработала индивидуальную систему мотивации для 6 подчиненных.
  • Содействовала росту подчиненных: за 2 года работы 80% сотрудников отдела повысили до старших менеджеров, а одного – до руководителя отдела.

ПРИМЕР 2

  • Разработала концепции, координировала и провела более 50 мероприятий за год.
  • Создала и вела клиентскую базу в 3500 человек.
  • Отвечала за выполнение ежемесячного показателя по доходу от продажи билетов в 200 000 грн: 10 месяцев из 12 закрыла с показателем 115% плана, 2 месяца – с показателем 85% плана.

Описывая опыт, указывайте только «продающую» информацию. А еще будьте лаконичны в формулировках и не перегружайте работодателя кучей ненужной информации.

4. Образование

Укажите образование, которое имеет отношение к вашей работе и карьерным целям. Включите не только базовое, но и профильные курсы, тренинги и т.д. Немного углубитесь в детали и расскажите, как то, что вы изучали в университете или самостоятельно, будет полезно вам в работе. Если ваше базовое образование не имеет отношения к вакансии, на которую вы претендуете, кратко укажите причины смены профессии.

5. Навыки

К этому блоку стоит подойти очень ответственно, поскольку именно за ваши навыки вам и будут платить деньги. Укажите ваши основные качества и умения, необходимые именно для той должности, на которую вы претендуете. Сюда же – в каких программах работаете и какими языками владеете.

Не лишним будет упомянуть и ваши интересы. Они помогут работодателю понять, что вы за человек и как вы вольетесь в команду. Важный момент: лучше указывать хобби, которые имеют прямое или косвенное отношение к желаемой должности. Либо ваши интересы должны быть действительно уникальными, а не просто «в свободное время предпочитаю читать книги и слушать музыку».

ПРИМЕР

Увлечения: бегаю полумарафоны, много читаю и хожу в походы.

Полезные советы и лайфхаки

  1. Избегайте фраз-клише. По статистике, на одну вакансию в день приходит в среднем 100-300 резюме. Попробуйте заинтересовать и приятно удивить работодателя. Если у вас получится выделиться среди других кандидатов – ждите приглашения на интервью.

  2. Не указывайте навыки, которые не имеют отношения к желаемой должности. Работодателю не всегда интересны детали, которые не имеют ничего общего с профессиональными задачами, а лишняя информация не сыграет вам на руку.

  3. Протестируйте резюме на знакомых и попросите дать обратную связь. Свежий взгляд поможет обратить внимание на недочеты и усовершенствовать вашу работу.

  4. Используйте сильные глаголы: анализировать, курировать, контролировать, координировать, создать, разработать, развить, установить, внедрить, произвести, увеличить, улучшить, максимизировать, организовать, подготовить, выявить, сохранить, усилить, инициировать, организовать, возглавить.

  5. И лучше не используйте банальные или размытые выражения: организованный, коммуникабельный, креативный, ответственный, успешный, заниматься, принимать участие, обеспечивать выполнение, способствовать, аналитическое мышление.

Одна вакансия = одно резюме!

Всегда адаптируйте его под каждого работодателя. Внимательно читайте описание вакансии и подгоняйте под ее требования свое резюме. HR-менеджер не будет тратить свое время на прочтение летописи всей вашей профессиональной жизни. Он должен выяснить, подходите ли вы для предложенной работы за 8-15 секунд просмотра резюме. Поэтому важно указывать ваш опыт и достоинства, которые подходят под описание и важны для конкретной вакансии.


Читайте также:
Резюме. Советы и рекомендации.

Резюме для работы: чего точно не стоит делать

1. Писать с ошибками и опечатками

От этого никто не застрахован, но ошибки могут серьезно подпортить впечатление. Поэтому: а) внимательно прочитайте ваше резюме от начала до конца несколько раз; б) используйте программы для проверки орфографии; в) попросите друзей проверить резюме на наличие ошибок.

2. Растрачивать драгоценное место

Максимальный размер резюме – 2 страницы, помните? А лучше вообще 1 страница. Чтобы сэкономить место, точно спокойно не указывать семейное положение, возраст, адреса и контактную информацию предыдущих мест работы.

3. Делать акцент на обязанностях, а не достижениях

О том, насколько успешно вы выполняли свои обязанности, судят по указанным достижениям. Следовательно, выигрышнее описывать не то, что вы должны были делать, а то, что вы реально сделали, чего добились и что изменили к лучшему.

4. Врать

Вся правда в итоге всегда выходит на поверхность, так что любая ложь не стоит вашей репутации. Иногда и только в отдельных случаях можно немного творчески приукрасить действительность, но лучше всегда быть честным с собой и другими.

5. Использовать шаблон резюме

Согласно результатам опроса CareerBuilder, ⅓ работодателей считают ошибкой использование готовых резюме из интернета, так как обычно они слишком общие и не дают полного представления о кандидате. А вот персонализированное и в меру детальное резюме покажет вас с выигрышной стороны.

Вы составили резюме. Что дальше?

На этом подготовка к поиску работы не заканчивается. Чтобы увеличить свои шансы попасть на собеседование, обязательно напишите сопроводительное письмо. Оно подчеркнет вашу мотивацию, выделит среди других кандидатов и поможет «зацепить» еще до того, как ваше резюме прочтут.


Еще в рубрике Must Read: Как перестать бояться и полюбить собеседования?

Читайте также:  Стратегії пошуку роботи: 4 рівні ефективності

Ещё 4 интересные статьи

10 необычных вопросов на собеседовании и как на них отвечать

Как написать резюме на английском

Как составить резюме на английском? 12 важных правил

Как выбрать карьеру, которая действительно вам подходит

Стратегії пошуку роботи: 4 рівні ефективності