5 советов для начинающего руководителя

Как быть руководителем: 5 советов для начинающих

Вас только что повысили и предложили быть руководителем? Или вы крутой специалист и сами подумываете о роли начальника? Тогда эта статья для вас!

 

Антон Каспирович о том, как быть руководителемНаш эксперт – Антон Каспирович, руководитель консалтинговой компании «Бизнес-Конструктор»  

Несколько лет назад я захотел стать руководителем. Я был счастлив, что получил положительный ответ начальства, ведь тогда еще не предполагал, что это так сложно.


За первые пару лет я набил кучу шишек, потерял десяток перспективных ребят, закрепил за собой статус тирана и чувствовал себя абсолютно несчастным. 
Но сейчас у меня команда из 25 человек, каждым из которых я горжусь, и более 300 начинающих руководителей, которым я помог разобраться в себе и в том, что же такое «быть руководителем». Делюсь своим опытом с вами!

 

Быть или не быть руководителем?

В этом вопросе есть всего 2 важных правила. Первое – не каждый сотрудник может быть руководителем. Скорее даже наоборот. Руководитель – это такая же профессия, как менеджер по продажам, электрик или финансист. Если не идет, это нормально. Руководитель не умеет делать многие вещи, которые классно выполняют его сотрудники. Но у руководителя должен быть определенный набор компетенций, без которых ему никогда не стать успешным. 

Второе правило: «Руководитель и лучший сотрудник отдела – два абсолютно разных человека, и эти роли нельзя совмещать». Как бы это странно ни звучало, но если лучшего сотрудника сделать руководителем, то компания, как правило, лишается лучшего сотрудника и не получает полноценного руководителя. Тот, кто очень хорош в исполнении и достижении результата, редко бывает эффективен в управлении.

Дальше поделюсь с вами несколькими советами, которые существенно упростят жизнь вам и вашей команде, если вы только приступаете к роли руководителя.

«Включить руководителя» или «стать лучшим другом»?

Первые 3-4, а то и все 6 месяцев после назначения вы еще не руководитель. Помните, что сейчас каждое ваше действие рассматривается под микроскопом. Все, что вам прощали как коллеге, теперь станет смертельным грехом. И самое страшное, что вы можете сделать в такой ситуации, – «включить руководителя». Это когда новоиспеченный управленец начинает все завязывать на себе, принимать решения за других людей, командовать и вмешиваться в работу сотрудников. Ничего не доставляет другим больший дискомфорт, чем повышение коллеги и изменение ежедневных привычек.

Ситуация «лучший друг» ничем не лучше. Как не стоит сразу ломать все процессы, так и не стоит пытаться всем понравиться. Вам кажется, что вы проявляете свои лучшие качества, а со стороны это воспринимается как двуличие. Напоминаю, что каждое ваше действие сейчас под микроскопом.

 Что делать и как выгребать, если накосячил?

Самая правильная стратегия для начинающих руководителей – ничего не менять и просто позволить команде привыкнуть к вашей новой роли. Важно с каждым поговорить по душам и объяснить, что вы не будете лезть со своим уставом в чужой монастырь. Спустя 2-3 недели вы начнете получать первую обратную связь – вопросы и проблемы от команды. Здесь нужно приложить максимум усилий, чтобы очень быстро их решить. Оперативность и качество решений сейчас особенно важны! Именно так и строится авторитет: даем к себе привыкнуть, говорим по душам с каждым, ничего резко не меняем, держим фокус на решении вопросов.

Если вы не сможете удержаться и решите сразу влиять, вам довольно быстро дадут об этом знать. Кто-то заговорит об увольнении, кто-то начнет холодно к вам относиться, а кто-то и напрямую скажет. Беспроигрышным вариантом на все времена остается индивидуальная беседа (one-on-one meeting, если по модному). Это инструмент решения всех вопросов. Как только почувствовали, что что-то пошло не так, сразу зовите коллегу на кофе / обед / пиво / футбол – кому как удобнее.

Индивидуальная беседа нужна, чтобы сотрудник расслабился и смог рассказать в неформальной обстановке о своих проблемах, о том, что его беспокоит, что нравится и не нравится. И чтобы вы вместе с ним постарались найти решение. Это еще и отличный инструмент обратной связи, который сможет вас вести как навигатор, если вы не знаете, что делать.

Дирижер для оркестранта, а не оркестр для дирижера

Есть разные стили лидерства, и каждый из них по-своему эффективен. Для меня перевернула мир и стала краеугольным камнем моей трансформации теория так называемого «служащего» лидерства. Как вы думаете, управляет ли дирижер оркестром? Представьте компанию, где руководитель не старается принимать все решения самостоятельно, а создает условия для максимальной реализации команды. Ведь дирижер не умеет играть на скрипке так, как это делает скрипач. Не справится с трубой, которую виртуозно освоил трубач. А вот создать условия, в которых каждый сыграет свою лучшую партию – результат, который дается только лучшим управленцам. Вот и рецепт беспроигрышного авторитета в глазах своей команды – максимальная забота, создание условий для реализации, подталкивание к решениям и свобода.

Главные принципы такого лидера: цель, автономность, мастерство. Поставить цель, которая вдохновит команду. Дать свободу в выборе способа ее достижения. Помогать профессиональному росту каждого.

Не каждый сотрудник – ваш сотрудник!

Очень часто бывает, что новому руководителю доверяют собрать себе команду. Поэтому поделюсь с вами основными принципами формирования команды. Самый важный из них: не каждый сотрудник – ваш сотрудник. Проверенный факт: способность человека измениться ограничена. Поэтому не стоит превращаться в реабилитационный центр для несостоявшихся специалистов. Никаких родственников и друзей. Ваша задача – собрать команду «красавчиков», каждый из которых в чем-то лучше вас.

И второй принцип: за каждое порученное дело должен отвечать только один человек. Не создавайте гибридов и ничейных задач. Если есть задача, у нее должен быть единственный ответственный, который полностью за нее отвечает.

Как собрать такую команду? Построить процесс рекрутинга. Для примера: чтобы подобрать одного сотрудника в нашу компанию, мы просматриваем минимум 300 резюме. Мы хотим работать с лучшими и готовы тратить время и деньги на поиск талантов. Поэтому не стоит останавливаться на 2-3 увиденных кандидатах. Ищите, пока не найдете того самого. Важно: если вы думаете, что он вам подойдет – значит, это не так. Если он вам подойдет – вы будете в этом уверены.

Где брать ресурс?

Руководитель не имеет права на плохое настроение. Взяли себя за шкирку, натянули улыбку и пошли в массы. Но такое очень чувствуется и не воспринимается. Поэтому важно действительно быть счастливым и спокойным, а не казаться таким. Именно вы – источник мотивации, оптимизма, идей и веры в мечту для каждого своего сотрудника.

Как это сделать? Заботиться о себе. Нормально спать, правильно питаться, больше свежего воздуха, спорт, баланс работы и личной жизни. Без этого не стать примером для команды. Не стоит сидеть на работе с 8 до 23 и считать, что вы самый крутой из-за этого. Любой человек может эффективно работать максимум 6 часов в день. Остальное – это потерянное время. Не крадите время у себя. Будьте продуктивным в течение рабочего дня. Если соблюдать эти простые правила заботы о себе, то выгорание к вам не подберется и на пушечный выстрел. А если чувствуете, что уже на пределе – сразу в отпуск. И без ноутбука. Сотрудники будут вам за это только благодарны.


Еще не потеряли желание попробовать себя в роли руководителя? Тогда запомните эти 5 простых советов для начинающих:

1. Не старайтесь сразу все переделать и сдвинуть мир, просто будьте собой.

2. Дайте команде время привыкнуть к вам и реагируйте в первую очередь на их запросы. По ним вас будут оценивать.

3. Индивидуальная беседа – лучшее решение в любой сложной ситуации.

4. Помните: вы для команды, а не команда для вас.

5. Поддерживайте себя в ресурсе, это залог успеха команды.


Для любителей почитать с удовольствием поделюсь самой горячей подборкой литературы для управленцев: 


1. Ицхак Адизес «Идеальный руководитель».

2. Максим Батырев «45 татуировок менеджера».

3. Стивен Кови «Лидерство, основанное на принципах».

4. Крис Макгофф «Искусство управлять».

5. Ричард Шеридан «Работа мечты. Как построить компанию, которую любят».

Куда сходить и что послушать


1. Практикум Кирилла Куницкого «Эффективный руководитель».

2. Ультра-марафон Александра Стручаева «Личная продуктивность».

3. Оценка своей бизнес роли с Ириной Матвейчук.

4. Коучинг-сессия с Александром Семочкиным.

5. Программа «Топ-менеджер» от «Бизнес-Конструктор».


О том, что  мешает нам успешно строить карьеру, учиться и развиваться, читайте в статье «6 вопросов, которые полезно обсудить с психологом». 

Ещё 4 интересные статьи

Профессия: дизайнер презентаций. Что учить, где работать и с чего начать?

Що писати у резюме технічним спеціалістам?

Що писати у резюме технічним спеціалістам? Базові поради і кілька специфічних

Книги для кар'єри й професійного розвитку

16 книг для пошуку свого призначення та професійного розвитку: вибір Анни Мазур

Як втратити себе і заново знайти: кар’єрні інсайти від Global Shapers Community