Как это — работать в BlaBlaCar? Интервью с Юлией Крупенко

Нам стало интересно, как это — попасть на работу в BlaBlaCar и развиваться в компании, что для этого нужно и к каким результатам можно прийти. Об этом мы поговорили с Юлией Крупенко, Communications & PR Manager в украинском представительстве BlaBlaCar.

 

BlaBlaCar  — не просто платформа поиска попутчиков для междугородних поездок. Это — международная компания с особой философией. «Быть там, где есть дорога», так звучит цель компании на ближайшие несколько лет. Через путешествия ее основатели и сотрудники хотят объединить людей, дарить им новый опыт и делать мир лучше.

 

Кажется, о BlaBlaCar знают все. А чем именно ты занимаешься в компании как PR менеджер? 

Я работаю в украинском офисе BlaBlaCar и отвечаю за направление коммуникаций и связей с общественностью. В BlaBlaCar, как в любом международном бизнесе, есть глобальное позиционирование, ключевые сообщения, тон, с помощью которого мы говорим с аудиторией. Моя основная задача — грамотно адаптировать их под украинские реалии, менталитет украинцев, их потребности и желания.   

Я отвечаю за репутацию бренда в Украине, работаю с ключевыми СМИ, блогерами, пишу тексты и создаю информационные поводы. Неотъемлемой частью моей ежедневной работы является общение с пользователями в соцсетях, на встречах или событиях.

 

Если обобщить, какой у BlaBlaCar подход к Public Relations?

Мы объединяем людей по всему миру. Это 60 миллионов человек в 22 странах. Наша основная задача вести диалог с пользователями там, где они общаются, развлекаются, учатся. Помогать и, что не менее важно, слушать. Каждый сотрудник BlaBlaCar — это активный пользователь сервиса. Этот принцип заложен в одну из наших ценностей — Be the Member, а требование быть пользователем сервиса прописано в каждой вакансии. Благодаря этому мы отлично знаем, как работает наш продукт.  

Во всех наших коммуникациях мы стараемся быть открытыми и полезными. Мы приглашаем пользователей тестировать новые функции, проводим опросы и фокус-группы, рассказываем о сложностях, с которыми сталкиваемся в той или иной стране, а иногда даже просим о помощи. Мы ведем блог с полезными советами, записываем истории пользователей, делимся новостями.  

Важно понимать, что коммуникации и PR это системная работа, а не единоразовая акция. Они похожи на занятия в спортзале: чтобы получить желаемый результат, нужно систематически повторять действия, регулярно их закреплять.

В нашей стране люди только начинают доверять друг другу в сети, а в западноевропейских странах (где BlaBlaCar уже работает 10 лет), вопросы доверия стоят не так остро.

Таким образом, мы являемся своего рода евангелистами экономики совместного потребления. Мы делимся опытом работы в других странах и этим мотивируем других присоединяться к нам и развивать индустрию шеринга в нашей стране.

 

Ты занималась пиаром в разных компаниях. Расскажи, работа в BlaBlaCar чем-то отличается?

В студенческие годы я работала в международной организации AIESEC, руководила отделом маркетинга и коммуникаций. Уже тогда я понимала, что интернациональная среда значительно отличается от украинских реалий и намного интереснее.

У меня произошло приятное дежавю в BlaBlaCar: новые коллеги поразили своей открытостью, желанием помочь, подсказать и направить к нужному человеку. Меня мотивирует абсолютное доверие руководства, предоставление практически полной свободы действий и ответственности за те или иные решения.

Здесь я всегда учусь, при этом, в абсолютно разных направлениях. За 2,5 года работы в компании помимо прямых обязанностей я прокачала свои навыки в кризисных коммуникациях, дизайне, маркетинге, организации событий и даже коде. Мне нравится такой подход, ведь это существенно экономит время и повышает ценность, как профессионала на рынке.

Несмотря на масштабы компании, в ней очень трепетное отношение ко всем новичкам. Каждую неделю мы получаем рассылки о новых людях. В них, помимо указания позиции и предыдущего опыта, новички рассказывают о своих интересах, предыдущих местах работы. Это очень радует и сближает.

В BlaBlaCar хорошо развита корпоративная культура. У нас есть BlaBlaWiki, своего рода Википедия с кейсами по различным направлениям, BlaBlaShare, где мы узнаем важные новости и видим глобальные цифры, BlaBlaDinner в главном офисе сервис для приглашения на обед сотрудников, с которыми меньше общаешься. Атмосфера компании располагает к тому, чтобы делиться своими ресурсами.

 

Какие качества важны для BlaBlaCar? Что объединяет сотрудников компании?

Пожалуй, самое главное все сотрудники BlaBlaCar пользуются платформой вместе с 60 миллионами других людей. Мы любим путешествия, делим затраты на поездки и знакомимся с новыми людьми. Я точно знаю, что благодаря такому подходу пользователям нравится сервис, и только так можно грамотно улучшать продукт.

В BlaBlaCar работают люди с горящими глазами, инноваторы, которые смело придумывают идеи и делятся ими, поддерживают задумки коллег и, конечно, учатся на ошибках.

Чтобы определить таких людей среди кандидатов, во время отбора менеджеры задают много вопросов. Цель вывести кандидата из зоны комфорта и понять, как он думает. Помимо этого, для нас важно умение работать в команде и владение деловым английским — ведь мы ежедневно общаемся и в локальных офисах, и с коллегами из Франции, Польши, Бразилии, Германии.

 

Читайте также:  Момент под названием «хватит»: как я перестала гнаться за мечтой, которая никак не сбывалась

Как проходила твоя подача в BlaBlaCar? Какие основные этапы отбора?

Два года назад я работала пиарщиком МТС в Украине (сейчас — Vodafone). Мне нравилось работать в компании, особенно в команде, с которой мы прошли через огонь и воду. Но в какой-то момент я поняла, что я готова перейти на новый этап — взять ответственность за управление целым направлением и людьми. К тому же в Украину пришел тренд digital nomading уже давно популярный в Европе формат гибкого рабочего графика, который можно совмещать с путешествиями, семьей и хобби. Мне очень хотелось испытать это на себе и через полгода-год я хотела это сделать. Однако изменения произошли намного быстрее.

Я увидела пост в Facebook с описанием вакансии Communications Manager в украинский офис BlaBlaCar, перешла на сайт со всеми вакансиями компании (SmartRecruiters), прочитала описание и требования к идеальному кандидату. И увидела в нем себя.

Вначале нужно было отправить заявку CV,  мотивационное письмо и тестовое задание на английском языке.

Я начала с обновления своего CV сделала из скучного Word-документа яркую креативную страницу. Описала свой предыдущий опыт и рассказала о планах. Затем написала мотивационное письмо: объяснила, почему я нужна BlaBlaCar и чем отличаюсь от других. Помимо этого я выполнила тестовое задание, которое включало:
исправление ошибок в тексте (вакансия коммуникатора и пиарщика подразумевает постоянную работу с текстами, потому грамотность и чувство «правильного голоса» компании это одно из важных требований);
подготовку контент-плана по продвижению проекта в социальных сетях;
написание коммуникационной стратегии и плана сотрудничества с фестивалем.

В процессе подготовки заявки я лучше поняла задачи и цели компании, погрузилась в ее работу и процессы, перечитала массу интервью и статей.

На всякий случай я обновила свою LinkedIn страницу для европейских компаний это важно. Детально и подробно описала свой опыт, предыдущие места работы и проекты. Это удобно можно добавить информацию, которая расширяет лаконичное CV. К тому же, в моем профиле собраны рекомендации от работодателей и бывших коллег.

На следующий день после отправления заявки я получила приглашение на интервью по Skype от Алексея Лазоренко, руководителя BlaBlaCar в Украине и России. Я прошла собеседование и меня пригласили на следующий этап интервью с Элис, глобальным координатором по коммуникациям из HQ (HQ Headquarter, главный офис компании). Мы обсуждали стратегии, контент, форматы и задачи. Во время разговора с ней я поняла, что хочу работать в этой компании.

После этого мы несколько раз встретились с будущими коллегами из локальной команды для так называемого team fit. В итоге я получила предложение о работе, которое приняла незамедлительно. Это одно из самых правильных решений в моей жизни и некий пинок для последующих изменений в жизни. 

 

Какие открытия ты сделала за время работы в BlaBlaCar? Какие навыки развила?

Я работаю в компании 2,5 года, но по ощущениям я здесь намного дольше. Меня драйвит быстрый рабочий темп, поток проектов, задач и инициатив, смена приоритетов и постоянные вызовы.

За это время я полностью поменяла свое отношение к работе. Сейчас для достижения результата мне нужны только ноутбук, телефон и несколько зарядок.   

Комфортное рабочее место и ароматный кофе приятное дополнение, а не ежедневная необходимость или ритуал. Это стало главным открытием. За последние 2 года я:
научилась грамотно расставлять приоритеты;
научилась фокусироваться на важном и говорить «нет» проектам или людям;
перешла от «никто это не сделает лучше меня» к «я доверяю своей команде и легко делегирую задачи».

Работа в BlaBlaCar помогает мне расширить кругозор: сейчас я вижу возможности там, где раньше их не замечала. Я постоянно повышаю свою планку и ставлю цели. Иногда от этого немного страшно, но мне скучно всегда быть в зоне комфорта. Я начала относиться к себе как к профессионалу. Коллеги и партнеры относятся ко мне так же. Это очень ценно и важно осознавать.

 

Читайте также:  Смех как профессия

BlaBlaCar делает поездки проще и доступнее. Изменилось ли твое отношение к путешествиям с приходом в компанию?

Недавно в парижский офис к нам приехал Уилл Шу, основатель Deliveroo, крупнейшего сервиса доставки еды. Он рассказал много интересного об управлении компанией и людьми, но одна фраза запомнилась мне больше всего: «Fit work around your life». Этот принцип сейчас приносят в компании миллениалы люди, которым помимо работы важно уделять время хобби, путешествиям, семье и другим вещам. Работа в BlaBlaCar дала мне возможность грамотно выстроить свои жизненные приоритеты, взглянуть под другим углом на все, чем я занимаюсь. И сейчас мне это кажется правильным. 

Мы с мужем Витей и маленькой дочкой Мией очень любим путешествия и стараемся выезжать в новую страну или город раз в 2-3 месяца. Для нас это некая перезагрузка, отвлечение от ежедневной городской суеты, способ отдохнуть и вдохновиться. Каждый город мы пропускаем через призму «А жили бы мы здесь?», любим наблюдать за людьми, замечать их привычки и культуру. Нередко в путешествиях рождаются новые идеи, которые мы записываем и обсуждаем, а тексты, которые «никак не писались» на рабочем месте, часто рождаются именно во время поездки.

 

Главный офис BlaBlaCar находится в Париже. Ты часто там бываешь?

Впервые я приехала в главный офис, чтобы пройти неделю тренингов и погрузиться в культуру компании — как и все новые сотрудники. За несколько интенсивных дней я познакомилась с коллегами, изучила все направления работы. И по возвращению домой точно знала, что делать.

Теперь я бываю в Париже несколько раз в год — посещаю конференции, на которые съезжаются все сотрудники. Мы обсуждаем ключевые вопросы, погружаемся в мастер-классы и симуляции, встречаемся тет-а-тет с коллегами по разным проектам.

Помимо поездок в Париж у каждого сотрудника BlaBlaCar есть возможность работать из офиса другой страны несколько недель в году.

 

Украинский офис похож на офисы в других странах?

Основное отличие главного и локальных офисов в масштабе. В главном офисе BlaBlaCar работает более 300 человек со всего мира. В украинском офисе — 5 человек помимо внештатных специалистов. 

Офис находится в небольшом open space. На стенах — плакаты с ценностями компании, на полках — нон-фикшн книги, игрушечные автомобили, брендированные материалы. Есть переговорная комната с системой Lifesize — для встреч с коллегами из других стран.

 

Пожалуйста, дай несколько советов тем, кто мечтает попасть в BlaBlaCar. C чего начать, куда двигаться, как развиваться?

Попробуйте представить себя на той позиции и в той компании, о которой мечтаете. Поймите, каких навыков вам не хватает, и развивайте их: пройдите курс, прочтите профильные книги или познакомьтесь с людьми, которые могут вам помочь.

Интересуйтесь жизнью компании, в которой хотите работать. Не бойтесь предлагать свои идеи, высказывать конструктивную критику и помогать. В BlaBlaCar есть сотрудники, которые пришли работать в компанию после того, как давали советы, делились видением развития сервиса. Это очень ценно.

Учите английский. Слушайте подкасты, смотрите фильмы, постарайтесь попасть в среду носителей языка. Свободное владение языком откроет для вас новые возможности. Банально, вы сможете с легкостью читать мировые СМИ, блоги и общаться с интересными людьми.

Не сидите на месте, будьте смелее. Делайте то, что вам нравится. Помните, что опыт не всегда на первом месте. Горящие глаза и желание учиться — это то, на что обращает внимание каждый уважаемый работодатель.

Все открытые позиции в BlaBlaCar мы публикуем в разделе Dream Jobs. Там же можно посмотреть видео с основателями, почитать о культуре и ценностях компании, вдохновиться. И, кто знает, может на одну из доступных позиций мы ждем именно вас! 

Для нас история Юлии о том, что важно развиваться системно, прокачивать навыки и не подавлять свои амбиции. Научиться видеть возможности там, где их раньше не замечали. И тогда работа в компании мечты станет ближе.

Интервью записала Ната Костенко.

 

 

Ещё 4 интересные статьи

Стоит ли вам быть начальников? Личный взгляд Александра Пащенко

Как понять, подойдет ли вам роль начальника? Личный опыт Александра Пащенко

Хто такий експерт зі зміни поведінки?

Хто такий експерт зі зміни поведінки і як він покращує життя людей?

Момент под названием «хватит»: как я перестала гнаться за мечтой, которая никак не сбывалась

Робота у Mindvalley: як працювати в культурі тотальної відкритості? Інтерв'ю з Мартою Кондрин

Як потрапити у міжнародну компанію та працювати в культурі тотальної відкритості? Інтерв’ю з Мартою Кондрин